Главная страница
Что такое символ?
Крест
Звезда
Вода
Огонь
Полезные ссылки
Rambler's Top100

Вода

Вода в фольклоре Вода живая Вода святая Духи воды

Вода в фольклоре

     Один из четырех первоэлементов, основа сущего, первоначальный хаос, из которого была в последствии сотворена (поднята со дна мирового океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом (мужским началом) творится мир. В вавилонской космогонической поэме "Энума Элиш" говорится:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали…
                       Перевод В.Афанасьевой
     Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется замля).
     С водой часто сравнивали догматы вероучений. В буддизме вода- труднопреодолимая преграда ("пересечение потока" в буддийском каноне есть преодоление мира иллюзий и достижение просветления). В иудаизме Тора сравнивается с водой, ибо привлекает всех жаждущих, распространяется по всему миру, служит источником жизни, нисходит с небес, обновляет душу. Христианское крещение есть обряд очищения, обновления и освящения души и тела. В мусульманстве вода- символ жизни.
     В фольклорных представлениях воду разделяют на живую и мертвую. Живая вода- вода небес, несущая жизнь, плодородящая; мертвая- вода подземелий (противопоставление верха и низа как жизни и смерти), ядовитая, губительная. В современном целительстве "живой" считается вода с положительного электрода (мужское начало), а "мертвой"- вода отрицательного электрода (женское начало).
     К.Г.Юнг толковал воду как символ коллективного бессознательного ("под ее поверхностью скрыты бездонные пучины") и как символ жизненной силы души.
     С водой связано не только сотворение, перерождение и обновление макрокосма и микрокосма, но и гибель мира (мифы о Всемирном потопе).
     Духи воды- ундины. По замечанию Мэнли П.Холла: "Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее".

Источник:Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.-СПб., 2005, с.65-68

     В сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр., в былину о "Садке". Небесное царство, т.е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова "Буяна". Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь- русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города, вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Так, например, в Польше и Западной России существует обычай на Пасху обливать друг друга водой. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первых раз весной идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд (так называемые ордалии- прим.автора), особенно над ведьмами; их бросали в воду и если они тонули- их освобождали, когда же всплывали кверху- их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей в жертву людей, особенно детей и петухов; до сих пор также сохранился в некоторых местностях обычай приносить воде в жертву пирог, кашу, просо и т.п., с той целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дожде; по одному русскому преданию, все воды в реках, морях, ключах и т.п. произошли от дождя, который падал с неба на землю, а птицы, по повелению Божию, разносили воду в назначенные ей вместилища; в преданиях других индоевропейских народов часто упоминаются реки, источник которых лежит в небе.
     Вода высоко ценилась в древности израильтянами. Живая, ключевая вода нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божия (Исайи XII,3).В обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения евреев, подобно тому, как крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения (Ев.от Иоанна III, 5; Ефес. V, 26 и др.). Быть в глубине вод- в ветхозаветном языке означает страдать. Как вода освежает и живит жаждущего путника, так и спасение человеческое есть чистый источник живой воды.

Источник:Энциклопедия Брогауза и Ефрона. СПБ., 1892. т.12, с.748-749



Вода живая

     Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога- громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода- это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы- железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз- вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

Источник: Энциклопедия Брогауза и Ефрона, СПб, 1892. т.12, с. 749



Вода святая

     Так называется вода, освященная обрядом водосвятия. Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила- для египтян, Рейна- для древних германцев, Дуная- для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, русалок, водяных и т.п. Как средство достижения внешней чистоты тела, вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Моисеем. Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения. Богоявленская или крещенская вода считается святыней, агиасмой, "великой агиасмой". В народе существует поверье, что она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водой на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малаго водосвятия также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окраплении полей, стад, зданий и т.п. Святой водой называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т.д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т.п. В римско-католической церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященной водой, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих "медное море" Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV веку. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Магомета. Погружение совершает раз в год сам султан в Константинополе и рассылает освященную воду важнейшим сановникам.



Источник: Энциклопедия Брогауза и Ефрона, СПб, 1892. т.12, с. 749




Автор сайта: Свидзинская Мария  mailto:symbolsworld@narod.ru

В начало      На главную

Rambler's Top100

Символ искусства

Зачумленный сон воды,
Ржавчина волны...
Мы забытые следы
Чьей-то глубины...

А. Блок

Hosted by uCoz